Почему с АКПП лучше не буксовать- полный разбор полетов

21:51, 09 марта 2019г.

Иногда для движения автомобиля необходимо значительное усилие ведущих колес. Оно может превышать возможности имеющегося у машины коэффициента сцепления шин с покрытием дороги. И тогда ведущие колеса буксуют. Узлы транспортного средства испытывают при этом весьма сильные нагрузки, которые далеко не всегда приемлемы.

Это больше всего касается коробки-автомата с гидромеханической конструкцией. Можно ли буксовать на автомате, автопортал "За рулем Ростов" сейчас подробно вам разъяснит.

Внедорожники, а также некоторые кроссоверы еще как-то приспособлены к подобным эксцессам, и после не слишком сильной пробуксовки вряд ли могут пострадать. Зато бюджетные легковые автомобили с поперечно расположенными двигателями лучше не подвергать лишний раз таким нагрузкам. В их конструкции обычно нет серьезного запаса прочности, да им и по рангу буксовать вроде бы не положено. Но как с нашими прекрасными дорогами этого избежать? Гидроавтомат содержит как минимум два узла, очень чувствительных к пробуксовкам колес:

  1. Гидротрансформатор крутящего момента – он располагается на входе в АКПП.
  2. Фрикционы переключения передач.

Оба этих устройства ответственны за плавность передачи момента, так что именно им достаются все пиковые нагрузки для их успешного сглаживания. Следовательно, гидротрансформатор с фрикционами пострадают первыми, когда вы начнете буксовать. Принцип работы гидротрансформатора (ГТ) таков: одна турбина нагнетает масло на другую. То есть, жесткая связь со входа на выход здесь отсутствует. Есть и турбина No3 – на нее возложена регулировка работы трансформатора путем перераспределения обратного потока. Иногда происходит блокировка ГТ, в результате чего экономится горючее.

Фрикционы являются всего лишь парами трения, работающими в масле. Замыкаясь и размыкаясь, они меняют передаточные числа, которые являются ступенями АКПП. Но даже постоянная смазка не может исключить усиленное трение при плавных включениях. Следовательно, фрикционы весьма прилично нагреваются и изнашиваются.

Что же происходит, когда машина с АКПП буксует?

Отметим, что на ровном месте автомобиль вряд ли начнет буксовать. Обычно ведущие колеса проскальзывают при движении в горку, особенно когда дорога мокрая или скользкая, а уж про грязь и говорить нечего. Мотор в это время набирает обороты, в гидротрансформаторе же наблюдаются сильные скачки потоков. Масло начинает интенсивно перемещаться и греется при этом. Как следствие, возникают следующие проблемы:

  1. От нагрева меняются свойства масла, фрикционам приходится работать в более тяжелых условиях. АКПП испытывает и проблемы с охлаждением.
  2. Автомат принимается хаотично менять передачи – он не понимает, что творится. Это опаснее всего, поскольку фрикционы от каждого переключения греются еще сильнее, а масло вообще способно подгореть.
  3. Если водитель попытается раскачать машину, переводя селектор из D в R и обратно, механизмы начнут метаться по ступеням, дополнительно разогревая АКПП.
  4. Буксуя, автомобиль практически стоит на месте, отчего ухудшается качество охлаждения двигателя.

Коробка в итоге может перегреться и перейти в аварийный режим, чтобы спасти саму себя от практически неминуемой гибели. Перегрев может вызвать необратимые процессы в масле, а в перспективе – снижение ресурса узла в целом. Обыкновенные коробки «гражданского» типа не рассчитаны на буксование – по крайней мере, долгое.

Автопортал "За рулем Ростов"

Фото: Игорь Головин




Перейти к списку